Структура программы на языке С++

Состоит из следующих частей:

  1. В первой строке записывает комментарий, поясняющий условие решаемой задачи.
  2. Во второй строке помещается команда (директива)  препроцессора, обеспечивающая включение в программу средств связи со стандартными потоками ввода и вывода данных. Указанные средства находятся в файле с именем iostream.hзаголовочный файл.

    Стандартный поток cin обеспечивает считывание символов с клавиатуры и преобразование их в соответствующие числовые значения переменных.

    Стандартный поток вывод cout обеспечивает вывод данных на экран дисплея.

     

    Препроцессор – это программа, действующая как фильтр на этапе компиляции. Перед тем как попасть на вход компилятора, исходная программа проходит через препроцессор.

    # include <заголовочный файл> (файлы заголовков) ; # - директива препроцессора.

    #include< iostream.h>

    Файлы заголовков в директиве include заканчиваются на .h. Угловые скобки <> указывают препроцессору, что этот файл ищется в стандартном каталоге подключаемых файлов.

    Заголовочные файлы:

    math.h – подключение математических функций;

    string.h  - подключение строковых функций.

    stdio.h – функции форматированного ввода-вывода.

    conio.h – работа с консолью (экраном и клавиатурой).

    сtype.h – функции преобразования символов.

    Примечание: в конце директивы ; не ставится.

  3. Объявление пользовательских констант и глобальных переменных. Например,  # define PI 3.14
  4. Объявление функции и/или их прототипов.
  5. Каждая программа на языке С++ должна иметь в своем составе функцию с именем main (), с которой начинается выполнение программы. Поэтому эта функция называется главной и имеет соответствующее фиксированное имя. По умолчанию функции main имеет тип int. Это  означает, что данная функция возвращает в место вызова целочисленное значение. Местом вызова главной функции является среда выполнения или среда операционной системы. Принято соглашение, что любая программа при аварийном завершении должна возвращать в операционную систему ненулевое значение. При правильном выполнении программы передаётся нулевой результат. В конце функции main() всегда стоит оператор return 0.

main ()

{тело функции (основная программа);

 return 0;

}

Правила объявления функции  main().

  1. После заголовка функции никаких знаков препинания не ставятся.
  2. Тело функции включает:
  • объявление локальных переменных и констант и их инициализацию (присвоение начальных значений);
  • ввод исходных данных (диалог с пользователями);
  • обработку – обращение к функциям вычисления выражений;
  • выполнение операторов;
  • вывод результата;
  • возвращение кода завершения главной функции (return 0;)

Общие принципы, позволяющие написать синтаксически правильную программу, таковы:

  • прежде чем использовать функции, переменные, типы данных, следует объявить их или подключить файлы с их объявлениями (сделать известными компилятору);
  • чтобы вызов функции мог быть выполнен, функция должна быть определена, т.е. описаны действия, которые она осуществляет;
  • в любой последовательности действий нужно стремиться к триаде: инициализация (ввод), обработка, возвращение значения (вывод).

Правила оформления текста программы, направленные на облегчение понимания смысла и повышение наглядности, таковы:

  • разделять логические части программы пустыми строками;
  • разделять операнды и операции пробелами;
  • для каждой фигурной скобки отводить отдельную строку;
  • в каждой строке должно быть, как правило, не более одного оператора;
  • ограничивать длину строки 60-70 символами;
  • отступами слева отражать вложенность операторов и блоков;
  • длинные операторы располагать в нескольких строках;
  • проводить алгоритмизацию так, чтобы определение одной функции занимало, как правило, не более одного экрана текста;
  • стремиться использовать типовые заготовки фрагментов программ, включая и типовую структуру блока и программы в целом.

 

Пример1: Вычисление площади круга

// вычисление площади круга

#include<iostream.h>

#define PI 3.14

main()

{float r, pl;

cout<<”Ввести радиус”<<’\n’;

cin>>r;

pl=r*r*PI;  // вычисление площади по формуле

cout<<”Площадь круга = ”<<pl<<’\n’;

return 0;

}

Пример 2: Нахождение суммы цифр трёхзначного числа

// вычисление суммы

#include<iostream.h>

main()

{  int n, a,b, sum=0;

cout<<”Ввести число”<<’\n’;

cin>>n;

a = n % 10;  //  выделяем последнюю цифру числа

n = n / 10;  //  отбрасываем последнюю цифру числа

b = n % 10;  //  выделяем вторую с конца цифру числа

n = n / 10;  //  отбрасываем вторую цифру числа;
             //    n – первая цифра числа

sum = a + b + n;                        
cout<<”Сумма = ”<<sum<<’\n’;

return 0;

Среда, 08.05.2024, 11:38
Приветствую Вас Гость